Напряженный железобетон – одна из разновидностей железобетона получается путем закладывания арматуры в бетон в частично растянутом виде. Это требуется для того, чтобы слои, которые испытывают колоссальную нагрузку, в результате напряжения, приобрели нейтральное состояние.

Железобетон - материал, состоящий из стального каркаса – арматуры, и залитого жидкого бетона в специально изготовленной опалубке. В такой паре металл работает на растяжение, а бетон на сжатие, каждый материал нашел себе применение. Активными составляющими бетона являются, как известно, цемент и вода, а результатом их смешивания является цементный камень. Арматура же имеет вид каркаса из сваренных и связанных проволокой стальных прутьев. Теоретически, арматуру можно разделить на рабочую и монтажную. Рабочая закрепляется в части, работающей на изгиб. Монтажная арматура составляет скелет конструкции, она закрепляет и фиксирует. Изделий из железобетона довольно много: плиты перекрытий, балки, фермы, сваи, столбы. Естественно, каждое изделие требует свою систему армирования, свой состав бетона и технологию изготовления именно для этого изделия.

Ели требуется создать изделия с цилиндрической формой, к примеру, стойки, кольца, то их изготовляют с помощью центрифуги. Основная часть центрифуги это полуформа, в которую происходит установка арматурных стержней, далее они обвиваются проволокой, чтобы сформировать каркас изделия. При помощи специального оборудования по всей полуформе подается бетонная смесь, и полуформа закрывается второй ее частью. Эту всю систему закрепляют и включают центрифугу. Сначала, естественно по законам физики, смесь размещается по внешней части цилиндрической формы, затем, увеличивая или уменьшая частоту центрифуги, бетонная смесь уплотняется и получается изделие. Далее, Это изделие отправляется на пропаривание — конечная стадия производства железобетона.

Предварительно напряжённый железобетон используется для изготовления плит перекрытия и несущих балок. В подготовленную форму закладывают арматурные стержни, их температуру увеличивают электрическим током, далее натягивают и устанавливают в натянутом положении в формы. Затем производится заливка бетонной смеси, потом в этих же формах доставляют на тепловую обработку, где происходит пропаривание в специальных паровых камерах. Как только изделие затвердеет, закрепление со стержней снимают.

Особенно широкое применение железобетонных конструкций в промышленном строительстве. Здесь железобетон используют не только в виде отдельных конструктивных элементов (фундаменты, колонны, балки, фермы, стеновые и кровельные панели и др.), но и для специальных конструкций такого типа сооружений, как бункера, эстакады, галереи, градирни, угольные башни, шахтные копры, фундаменты доменных печей, прокатных станов, машин с динамическими нагрузками и др.

В настоящее время бетон и железобетон широко применяются практически во всех областях строительства и проникают в другие отрасли современной техники. Это объясняется их долговечностью, возможностью широко использовать местные строительные материалы, применять экономичные конструкции с малым расходом металла. Строительство жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и общественных зданий, в общем, в гражданском строительстве, не обойтись без бетонных и железобетонных конструкций.

В энергетическом строительстве железобетонные конструкции используют при возведении тепловых электростанций, гидростанций, (плотины, здания ГЭС), атомных станций, опор линий электропередач.

В гражданском и промышленном строительствеприменяют разнообразные железобетонные конструкции для сооружений водоснабжения и канализации, например насосные станции, трубопроводы, коллекторы, бассейны, резервуары, водонапорные башни и др.Также применение железобетонных конструкций можно увидеть в энергетическом, транспортном, сельскохозяйственном, оборонном строительстве.

Применение железобетона можно увидеть при строительстве автомобильных дорог. Железобетон применяют в качестве дорожных покрытий, при возведении мостов, водопропускных труб, столбов для различных указательных знаков и др. В водном транспорте также не обойтись без этого материала. Возводят железобетонные причальные стенки, эстакады, судоходные шлюзы, строят железобетонные корпуса плавучих пристаней, барж, судов, доков.

Кроме промышленных и гражданских зданий, из железобетона возводят мосты, эстакады, водопропускные трубы, выполняют тоннельные обделки, а также применяют железобетонные шпалы, опоры контактных сетей электрифицированных железных дорог и т. п.

Очевидно, что применение железобетона не знает границ, можно увидеть его в, практически, любой сфере гражданского и промышленного строительства.

На наземных сооружениях воздушного транспорта железобетон применяют для покрытий взлетно-посадочных полос, в конструкциях ангаров, мастерских, аэровокзалов и т. д.

Сборный железобетон представляет собой крупноразмерные составляющие. Производятся они в основном на заводе. Стоить отметить их высокомеханизированные и автоматизированные методы производства. Во время строительства такие элементы просто монтируют, что значительно уменьшает сроки строительства, также поднимается производительность труда.

Сборный железобетон - важное открытие нашей эпохи. С его использованием значительно увеличились темпы строительства, объем работ на строительных площадках значительно снизился, так как элементы сборных конструкций изготавливают промышленным способом, а на стройке выполняют их монтаж. Для строительства индивидуальных домов создание полигона для того, чтобы производить сборные конструкции, полностью исключено. Самих элементов сборных конструкции большое число разновидностей.

Сборный железобетон является основополагающим строительным материалом в современном строительстве, так как именно конструкции из сборного железобетона отвечают требованиям прогресса. Благодаря применению сборного железобетона существенно улучшается качество изделий, трудоемкость работ снижается, а во многих случаях удается устранить трату материалов на изготовление опалубки, и к тому же ускоряются сроки строительства.

При использовании сборного железобетона сокращается расход металла в строительстве. Давно известно, что тонну металлических конструкции способен заменить сборный железобетон размером 2.2 м . А это значительно сокращает трудовые затраты, расход топлива, электроэнергии и в конце концов денег.

Сборные железобетонные изделия определенно увеличили производительность и качество труда в строительстве в несколько раз. Неудивительно, ведь при использовании крупных железобетонных изделий основную часть работы возведения строений, возложено на заводы с высокоразвитым технологическим процессом.

Долговечность и качество – отличительные особенности сборного железобетона. Однако небольшим недостатком сборных железобетонных изделий является их вес и размеры, а это для этого требуется подготовленный транспорт, чтобы его перевозить и специальных машин( к примеру грузоподъемных), чтобы монтировать его. Снижение веса сборных железобетонных изделий – задача, которую ставит перед собой наука.